Регистрация
Вход

Сирийский кризис как лимотрофная война новейшего времени

Автор публикации: Комлева Наталья Александровна
Дата публикации: 03.2018
Источник публикации: Ж-л "Пространство и Время." — 2018. — № 1-2 (31-32). — С. 27—41.
Вид издания: Статья
Тема публикации: Прикладная геополитика (война и мир)
Регион: Западная Азия
Страна: Сирия

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основных особенностей Сирийского кризиса. Применяются феноменологический и компаративный методы исследования. Утверждается, что Сирийский кризис является лимитрофной войной. Подчёркивается, что новой характеристикой Сирийского кризиса, в сравнении с прежними лимитрофными войнами, является то, что со стороны «вооружённой оппозиции» в качестве основного комбатанта выступает регулярная армия нового типа, являющаяся структурным элементом государства нового типа – иррегулярного теократического. Вторая новация заключается в том, что в Сирийском конфликте противоборствуют две экономические силы, скрывающиеся за соответствующими государствами: это «старые» глобальные и транснациональные корпорации, сформировавшиеся в XIX-XX вв., и корпорации «новые», возникшие уже после и вследствие распада мировой системы социализма. Третья специфическая черта: вероятное использование климатического оружия для провоцирования «цветной революции» в Сирии. Четвёртая особенность: Сирийский кризис это лимитрофная война США и РФ за контроль над всем регионом Большого Ближнего Востока.

Текст

УДК 327.2

СИРИЙСКИЙ КРИЗИС КАК ЛИМИТРОФНАЯ ВОЙНА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Комлева Н.А.

Комлева Наталья Александровна - доктор политических наук, профессор, директор Центра геополитического анализа, Екатеринбург

Статья посвящена рассмотрению основных особенностей Сирийского кризиса. Применяются феноменологический и компаративный методы исследования. Утверждается, что Сирийский кризис является лимитрофной войной. Подчёркивается, что новой характеристикой Сирийского кризиса, в сравнении с прежними лимитрофными войнами, является то, что со стороны «вооружённой оппозиции» в качестве основного комбатанта выступает регулярная армия нового типа, являющаяся структурным элементом государства нового типа – иррегулярного теократического. Вторая новация заключается в том, что в Сирийском конфликте противоборствуют две экономические силы, скрывающиеся за соответствующими государствами: это «старые» глобальные и транснациональные корпорации, сформировавшиеся в XIX-XX вв., и корпорации «новые», возникшие уже после и вследствие распада мировой системы социализма. Третья специфическая черта: вероятное использование климатического оружия для провоцирования «цветной революции» в Сирии. Четвёртая особенность: Сирийский кризис это лимитрофная война США и РФ за контроль над всем регионом Большого Ближнего Востока.

Ключевые слова: Сирийский кризис, лимитрофная война, противостояние «старых» и «новых» корпораций, регулярная армия иррегулярного государства, возвращение двоичной структуры лимитрофных войн.

Данная статья является продолжением и дополнением к статье «Войны в лимитрофах: эволюция технологий», опубликованной в журнале «Пространство и Время» в 2015 г. В упоминаемой статье приводилось определение сущности феномена лимитрофных войн и освещались основные их особенности (со второй половины прошлого века до настоящего времени) [1].

В предельно краткой форме ход Сирийского кризиса можно представить следующим образом.

Первые антиправительственные выступления в Сирии начались в январе 2011 г., и в марте переросли в масштабный внутриполитический конфликт. Как во всех без исключения «цветных революциях», в том числе «цветных революциях» Арабской весны (2010 – 2011 гг.), силы, оппозиционные правительству, выдвигали только одно требование, но абсолютно категорическое: отставка президента страны. Летом того же 2011 г. стали формироваться вооружённые отряды оппозиции, которые начали боевые действия против регулярной сирийской армии. Как обычно бывает в «цветных революциях», президент, ввиду массовости оппозиционных выступлений, пошёл на уступки: было переформировано правительство, снят режим чрезвычайного положения, существовавший на протяжении 48 лет, в мае 2012 г., впервые за много лет на многопартийной основе, были проведены выборы в парламент, была принята новая конституция страны, президент Б. Асад принял суннитский вариант ислама. Как обычно, это ничему не помогло, и антиправительственные вооружённые выступления только усилились как по интенсивности, так и по масштабу охвата территории страны.

С 2012 г. в конфликте открыто обнаруживается участие иностранных государств: на стороне сирийского правительства – Ирана, на стороне оппозиции – стран ССАГПЗ [2], Турции, Израиля и ведущих стран Запада. На основе соглашений, заключённых ещё до конфликта, Россия стала поставлять вооружения правительственным войскам САР.

2013 г. считается годом вступления в конфликт, на стороне оппозиции, Исламского государства (тогда – Исламское государство Ирака и Леванта) и других международных террористических организаций. К осени 2015 г. фактически вся территория Сирии, за исключением довольно узкой приморской полосы, была под контролем Исламского государства (ИГ), а в Дамаске, столице Сирии, бои шли в восьми километрах от президентского дворца.

В июне 2014 г. ИГ стало халифатом, т.е. исламским теократическим государством, живущим по законам шариата. В том же году к гражданской войне в Сирии, с артикулированной целью борьбы с ИГ, подключилась так называемая западная антитеррористическая коалиция [3] под руководством США («бесконтактная война»). Коалиция не имеет ни приглашения от легитимных структур САР, ни мандата ООН на проведение военных действий в Сирии. Нередки случаи бомбёжек «по ошибке», когда поражаются объекты инфраструктуры и позиции сирийских правительственных войск [4]. 7 июля 2014 года специальным представителем Генерального секретаря ООН в Сирии назначен итальянский дипломат С. де Мистура.

С 30 сентября 2015 г. в соответствии с официальной просьбой сирийского правительства и на основании решения Совета Федерации Федерального собрания РФ российские Воздушно-космические силы (ВКС) включились в Сирийский конфликт на стороне регулярной сирийской армии. [5]

К концу 2016 г. при поддержке ВКС РФ от боевиков ИГ были освобождены все крупные города страны и львиная часть её территории, в том числе и на восточном берегу р. Евфрат.

11 декабря 2017 г. президент России Владимир Путин во время посещения российской авиабазы Хмеймим объявил о завершении боевых действий и выводе российских войск из Сирии, поскольку «задача борьбы с вооружёнными бандами здесь, в Сирии, задача, которую необходимо было решать с помощью широкомасштабного применения вооружённых сил, в целом решена – решена блестяще». [6]

Успехи российских ВКС в противостоянии ИГ стимулировали проведение переговорного процесса между сирийскими властями и представителями оппозиции об урегулировании Сирийского конфликта в Женеве. Переговоры начались в феврале 2016 г. и продолжались весь год (три серии). Гарантами выступили РФ и США. Однако Женевский переговорный процесс не дал ожидаемых результатов.

В декабре 2016 г., после освобождения «северной столицы» Сирии Алеппо, была достигнута договорённость о прекращении огня обеими сторонами конфликта и начале переговоров по сирийскому урегулированию в столице Казахстана Астане. Странами-гарантами выступили: Россия, Иран, Турция. В январе 2017 г. в Астане прошла первая встреча по сирийскому урегулированию в данном формате. Во встрече участвовал представитель Генерального секретаря ООН в Сирии С. де Мистура. В качестве наблюдателя присутствовал посол США в Казахстане. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров следующим образом оценил результаты встречи: 1) впервые удалось добиться прямых контактов сирийской вооружённой оппозиции и правительства САР; 2) достигнута договорённость об объединении усилий ВКС РФ, армии САР и сирийской вооружённой оппозиции в борьбе против ИГ; 3) Россия, Иран и Турция сформировали «трёхсторонний комитет» по наблюдению за прекращением огня в Сирии; 4) вооружённая оппозиция будет участвовать в переговорах по урегулированию Сирийского кризиса наряду с политической оппозицией и согласна с тем, что военного решения Сирийского кризиса не может быть. [7] В МИД РФ подчёркивают, что Астанинская встреча является дополнением к Женевскому процессу, а не заменяет его. Тем не менее инициатива в урегулировании Сирийского кризиса перешла к России. В настоящее время Женевский и Астанинский форматы сирийского урегулирования сосуществуют.

В 2018 г. к этим переговорным форматам добавился ещё и Сочинский (совместная инициатива президентов России, Ирана и Турции, о которой было объявлено 22 ноября на их встрече в Сочи). 1 февраля 2018 г. в российском Сочи состоялся Конгресс национального диалога по Сирии с участием 1,6 тысячи делегатов, представляющих все слои сирийского сообщества, в том числе: оппозиция из состава Народного совета Сирии, представители ключевых политических партий страны (БААС, Прогрессивный народный фронт, Коммунистическая партия), видные религиозные деятели всех конфессий, представители племен, профсоюзов, творческих организаций и национальных меньшинств, представители «примирившихся» незаконных вооруженных формирований, делегаты так называемых «внешних» сил ("московской платформы", "астанинской платформы", движения "Завтра Сирии", "Национального координационного комитета за демократические перемены", "Гражданского движения") [8]. Основным результатом Конгресса является создание Конституционной комиссии для выработки новой Конституции Сирии (на предыдущих форумах были достигнуты договорённости лишь о совершенствовании ныне существующей Конституции), согласованы 12 принципов будущего устройства страны [9]. «Будущая конституция позволит сформировать новое политическое пространство, в котором будут учтены требования всех участников конфликта: оппозиции, внешних сил» [10].

ООН не раз принимала резолюции по сирийскому вопросу: в основном, так или иначе, эти резолюции поддерживали противников Б. Асада. В частности, 21 декабря 2016 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН был создан международный орган, названный Международным беспристрастным и независимым механизмом для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьёзные преступления по международному праву, совершённые в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года, и их судебному преследованию (Механизм). Механизм не только сам собирает информацию и проводит собственные расследования, но и использует результаты деятельности других органов, в том числе комиссии Совета ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии и Механизма ОЗХО (Организации по запрещению химического оружия) по расследованию применения химоружия в Сирии. В своих докладах Механизм обвиняет сирийское правительство и Россию в нарушении прав человека, не рассматривая инциденты, допущенные другими участниками конфликта [11].




[1] Комлева Н.А. Войны в лимитрофах: эволюция технологий. // Пространство и Время. 2015. № 1-2 (19-20). С. 32-42.


[2] Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Создан в мае 1981 г. Включает Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию.


[3] Combined Joint Task Force – Operation Inherent Resolve (CJTF–OIR). Антитеррористическая коалиция западных стран, созданная специально для борьбы с Исламским государством. Возглавляется США. Состав: Австралия, Канада, Дания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Словения, Испания, Великобритания, США. Сформирована в октябре 2014 г. В настоящее время, после постепенного присоединения к коалиции целого ряда стран, состоит из: Албании, Австралии, Австрии, Бахрейна, Бельгии, Болгарии, Канады, Хорватии, Кипра, Чехии, Дании, Египта, Эстонии, Финляндии, Франции, Грузии, Германии, Греции, Венгрии, Ирака, Ирландии, Италии, Японии, Иорданию, Косово, Кувейта, Литвы, Латвии, Ливана, Люксембурга, Македонии, Молдавии, Черногории, Марокко, Индии, Новой Зеландии, Норвегии, Омана, Польши, Португалии, Катара, Южной Кореи, Румынии, Саудовской Аравии, Сербии, Словакии, Словении, Испании, Швеции, Тайваня, Турции, Украины, ОАЭ и Великобритании.


[4] См., в частности: Американская "ошибочная" бомбардировка в Сирии унесла более 60 жизней сирийских военных. // Военное обозрение. 18 сентября 2016 г. Режим доступа: https://topwar.ru/100864-pentagon-ob-aviaudare-po-voyskam-sar-proizoshla-oshibka.html, дата обращения 17 января 2018 г.; Американцы подставили бельгийцев в Сирии. // Политэксперт. 20 октября 2016 г. Режим доступа: https://politexpert.net/15746-amerikancy-podstavili-belgiicev-v-sirii, дата обращения 17 января 2018 г.


[5] Подробнее об основных событиях Сирийского кризиса (вплоть до лета 2015 г.) см.: Хроника противостояния в Сирии. Досье. // ТАСС. Информационное агентство России. Международная панорама. 1 июня 2015 г. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/669066, дата обращения 17 января 2018 г.


[6] Владимир Путин посетил авиабазу Хмеймим в Сирии. // Президент России [сайт] 11 декабря 2017 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56351, дата обращения 15 декабря 2018 г.


[7] Выступление С. Лаврова в ходе «Правительственного часа» в Государственной Думе // Ministry of Foreign Affairs of Russia. 25 января 2017 г. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FuREsmk_ukE, дата обращения 26 января 2017 г.


[8] Участники Конгресса сирийского национального диалога прибывают в Сочи. // ТАСС. Информационное агентство России. 29 января 2018 г. Режим доступа: http://tass.ru/politika/4909792, дата обращения 31 января 2018 г.


[9] См.: Заключительное заявление Конгресса сирийского национального диалога, Сочи, 30 января 2018 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации [сайт]. 31 января 2018 г. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3046246, дата обращения 31 января 2018 г.


[10] Муцоев З. Сочинский формат. // Известия. 31 января 2018 г.


[11] Мезяев А. Информационная война против Сирии и России продолжается. // Фонд стратегической культуры. Электронное издание. 13 сентября 2017 г. Режим доступа: https://www.fondsk.ru/news/2017/09/13/informacionnaja-vojna-protiv-sirii-i-rossii-prodolzhaetsja-44645.html, дата обращения 4 ноября 2017 г.




Подпишитесь на нашу рассылку
и получайте интересные материалы на электронную почту