Регистрация
Вход

Российский режим отвергает Лукашенко

Автор публикации: Ивашов Леонид Григорьевич
Дата публикации: 02.2020
Источник публикации: zen.yandex.ru/media
Вид издания: Статья
Тема публикации: Прикладная геополитика (война и мир)
Регион: Восточная Европа
Страна: Беларусь

Аннотация

В статье  автор отвечает на вопрос "зачем нам Беларусь?" и вскрывает актуальные проблемы функционирования "Союзного государства России и Беларуси".

Текст

Российский режим отвергает Лукашенко

7 февраля 2020 года в Сочи в очередной раз встретились президенты России и Беларуси. Чтобы не утверждали официальные СМИ, специалистам понятны причины и характер встречи: приглушить разногласия и разночтения, регулярно возникающие в отношениях двух союзных стран. И конечно, разногласия касаются, прежде всего, ценовой политики российских, а точнее транснациональных, углеводородных компаний. И если ситуация с газом пока более – менее устойчивая, то ценовая составляющая по нефти – это состояние войны: с 1 января 2020 г. российская «Транснефть» прекратила поставки в Республику Беларусь, а белорусские компании и министерства по распоряжению президента республики ведут консультации с нероссийскими обладателями нефти на предмет ее поставки в Беларусь. В тему посвятили даже заглянувшего в Минск госсекретаря США Майка Помпео, и он с удовлетворением откликнулся, причем положительно. Ведутся консультации с Ираном и другими нефтедобывающими странами. Серьезных комментариев о результатах встречи Путина и Лукашенко нет: все, видимо, затмил хоккейный матч, в котором сыграли оба президента. Но заявление Александра Лукашенко от 14 февраля 2020 г., говорят о том, что на встрече 7 февраля в Сочи решений никаких принято не было. Кроме одного (со слов Лукашенко): «Москва поможет Минску договориться с компаниями». Т.е Путин выступит посредником между Минском и нефтяными ТНК, потому, что нефтяные кампании российскими не являются, хотя некоторые из них и называются государственными, и Путин приказывать им не может. Вот некоторые сообщения РИА «Новости» от 15 февраля 2020 г.

«При недостаточных поставках нефти из России в феврале Минск начнет «отбор из трубы», по которой российское сырье идет транзитом на Запад, – заявил 14 февраля 2020 г. А. Лукашенко. «Таким образом, Минск планирует «добрать» до необходимого ежемесячного объема в два миллиона тонн», - отметил Лукашенко. «Если из России не будет поставлена нефть в нужных объемах…, мы начнем отбор из транзитной трубы». Глава государства напомнил, что Минск также рассматривает возможность реверсной поставки нефти из Европы, используя нефтепровод «Дружба». Но ведь и с Украиной начиналось также с «отбора» транзитного газа, цены на который для «незалежной» Газпром регулярно повышал, а сегодня в повестке дня тот же реверс, поставки из других стран. Плюс война на Донбассе, гибель российских граждан, и «Газпром» поставляет газ бесплатно и еще платит, а точнее мы, граждане России, платим Украине. А ведь тоже были братья навек. И когда газовые проблемы стали обостряться, а социологические опросы становились тревожными для России в наших СМИ и официальных структурах бросились демонизировать украинцев и твердить, что никуда они не денутся, «приползут к России на коленях». И все это происходило еще до госпереворота на Украине. Не получим ли мы нечто ужасно - подобное и с братской Беларусью. Госсекретарь США просто попить чайку в Минск не прилетает. Да и в НАТО резко смягчили риторику в отношении Александра Григорьевича и Беларуси в целом: даже отмечают выдающийся вклад в урегулирование ситуации в Украине.

Российские проправительственные СМИ уже бросились высмеивать Александра Лукашенко, предрекать Минску чуть ли не катастрофу в экономике и социальной сфере, обвинять белорусов в нахлебничестве и прочих грехах. Уже через неделю после встречи Путин – Лукашенко, а именно 14 февраля 2020 г. в интернете появляется новый телеграм – канал «Минская семибоярщина» (конечно, он возник совершенно случайно), который разразился громкими материалами, типа «Нефтяная отрасль Белоруссии накануне краха», где усиленно проповедуется срочная необходимость приватизации белорусских НПЗ собственником нефти (т.е. Роснефтью или Транснефтью), что немедленно приведет сябров к счастью. Но в конце декабря 2019 г. в самой Беларуси прошли, не слишком многочисленные, митинги протеста против попыток Москвы поглотить Республику Беларусь и лишить ее независимости. В апреле того же 2019 г. в Институте социологии Национальной Академии наук Белоруссии были проведены исследования, касающиеся динамики изменения отношения граждан Республики к проблеме Союзного государства.

Справочные данные исследования: 49,9 процента граждан страны считают, что Белоруссия должна быть независимым государством и строить отношения с Россией на основе международных договоров. При этом 36,1 процента респондентов считают, что два государства должны взаимодействовать друг с другом по принципу равноправного союза с созданием наднациональных органов управления. Число сторонников вхождения Белоруссии в состав России составило лишь 7,7 процента опрошенных. Помимо этого, на 14,9 процента за последние 16 лет выросло число белорусов, выступающих за полную независимость государства, зато на 13,3 процента снизилось число сторонников равноправного союза с Россией…

Согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить.

Так что, можно однозначно утверждать, что большинство граждан Беларуси не желают быть в составе РФ, или иметь во главе Союзного государства кого - либо из российских чиновников. Отмечу свои наблюдения: еще со времен военной службы активно и много общаюсь с белорусскими коллегами, в том числе, со своими однокашниками и сослуживцами, и не только. Довелось не раз общаться с Александром Григорьевичем Лукашенко. Так, что за настроениями наших братьев слежу. Когда президентом РФ стал Д. Медведев, число белорусов, желающих быть вместе с Россией резко сократилось, а друзья выражали мне соболезнование. Да, и сегодня российская реальность - повсеместная, космических масштабов, коррупция, ежедневная гибель десятков (а иногда и сотен) российских граждан на дорогах, при пожарах, наводнениях, в боевых действиях, бандитских разборках, сплошное вранье на телеканалах и пустые обещания чиновников, отсутствие внятной модели и стратегии развития и ускоренное обнищание населения, смертность опережающая рождаемость, - все это пугающе действует на взрослое население Беларуси. Крестясь и поглядывая в сторону России, они, как правило, шепчут: «Не приведи, Господи».

Так, что союзное государство под большим вопросом. И, к сожалению, таковым оно было с первого дня своего образования. Да и противников у этого образования не мало, даже глобального масштаба.

Что такое «Союзное государство?»

В теории определения сущности «союзное государство» нет. Можно в интернете найти рассуждения на эту тему, но юридически четкого определения нет. В политической практике такое образование также встречается редко, скорее как неудавшаяся попытка (Ближний Восток –Египет, Сирия, Ирак),или вынужденное (Босния и Герцеговина – Балканы). Почему и как возникло предложение о более глубокой форме интеграции на постсоветском пространстве? Поразмышляем, обратив внимание на дату рождения этой идеи – 2 апреля 1996 г. Итак, заглядываем в историю. Октябрь 1993 года: Ельцин совершает государственный переворот, расстреливает Верховный Совет РСФСР, чтобы окончательно покончить с СССР и народовластием. В декабре 1993 –го проталкивается новая конституция, но народы, теперь уже бывшего Советского Союза и РСФСР продолжают противодействие узурпации власти и расхищению общенародной и государственной собственности. 1996 год: Ельцин идет на выборы президента РФ, но его рейтинг близок к нулю – его ненавидит подавляющее большинство населения страны.

15 марта 1996 года Государственная дума принимает постановление «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и об отмене постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года о денонсации Договора об образовании СССР», а также постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР». Реальных политических последствий данные решения не имели, но падению ельцинского рейтинга способствовали. В штабе либералов паника: шансов Ельцину избраться никаких. Зюганов в разы опережает главного соперника. Избирательный акцент коммунистического лидера – восстановление СССР. Чем ответить разрушителю большого Союза? Запускается политологическая версия поэтапного восстановления «обновленного» Союза.

2 апреля 1996 года вбрасывается сообщение, что по инициативе Ельцина между двумя государствами достигнута договорённость об образовании Сообщества России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества, решено создать интегрированные политические, экономические и военные сферы в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. Читая договорные документы, ощущаешь, во – первых, непрофессионализм авторов Договора, и во вторых, их паническую спешку. (По данным неофициальных соцопросов к апрелю 1996 г. Ельцин набирал 5 – 6 процентов голосов). Именно это обстоятельство явилось причиной создания чего угодно, что прибавит голосов на выборах. Ну а дальше как из рога изобилия посыпались законотворческие (парламентское собрание), высший государственный совет, исполнительские (кабинет министров, постоянный комитет), судебные (суд союзного государства), множество других «союзных» структур и безудержный рост числа чиновников, требующих ежегодно миллиардных бюджетов. Плюс союзные СМИ, постоянные сессии, встречи, консультации, заседания, совещания разных уровней. Было пафосно провозглашено в самом начале процесса о единой системе законодательства, конституции, оборонной системе, единой валюте и финансово – экономической системе, общих символах (флаг, герб, гимн). Естественно, ничего этого, кроме элементов совместной обороны, почтовой марки и памятных медалей нет, но более 20 лет ведется «напряженная» работа по их созданию.

Ну, а теперь главный вопрос: если нет теоретической разработки модели союзного государства, нет ничего подобного таковому в мировой практике, то, что мы строим? Или, просто «пилим» многомиллиардные бюджеты? Ведь постройка самого примитивного сарая требует определения его предназначения (целеполагания), видения модели (концепции), плана – проекта, потребных ресурсов, сроки изготовления. Похоже, Союзное государство всего этого лишено. И потому, любое (регулярное) повышение цены на газ или нефть, «молочный» конфликт вызывают обострение отношений внутри союзного государства, выходящее немедленно на уровень президентов и грозит «разводом». И дальше экстренная встреча А. Лукашенко и В. Путина, углы остроты сглаживаются, процесс продолжается: сессии, совещания, встречи, бесконечные консультации по проекту конституции, по гербу, гимну, по валюте и десятку иных проблем и вопросов. И итог от Пескова: «интеграционные процессы активизировались». До следующего повышения цены на нефтегаз. Все потому, что это сотворенное в условиях паники и страха (что придут «красные директора») «нечто», реализовывать не собирались, так как никто из «строителей» не понимал сути строящегося объекта. По крайней мере, с российской стороны. Оно нужно было только для выборов Ельцина, а дальше – это «нечто» ненужный российской псевдоэлите багаж. Позже появились у сторон попутные задачки тактического (не стратегического) уровня и они стали главными: для белорусов – снижение цены на углеводороды и допуск на российский рынок «молочки»; для российских «нуворишей» - захват прибыльных белорусских НПЗ и приватизация ряда других промышленных и аграрных предприятий, объектов инфраструктуры, Беловежской пущи для охоты на зубров. И, конечно, распространение власти крупных собственников – транснационалов на пространстве Беларуси, а далее как в РФ: обнищание, отупение, вымирание. Александр Григорьевич Лукашенко прекрасно понимает ситуацию и перспективы, твердо знает, что если он отдаст страну российским хищникам, то «сябры» проклянут и его и его род. И поэтому президент Лукашенко твердо заявляет: Беларусь не станет одной из областей Российской Федерации, а союзное государство рассматривает как союз двух равноправных, но разновеликих стран. И приведенные данные социологических опросов подтверждают позицию президента.

Чтобы как – то сдвинуть более чем 20 летний процесс с замерзшей точки, правительство РБ 3 сентября 2019 года передало для одобрения президенту Александру Лукашенко проект программы действий по интеграции. В ней заложена концепция, которая подразумевает исполнение принципа "две страны – один рынок". 6 сентября этого же года премьер-министры Беларуси и России Сергей Румас и Дмитрий Медведев парафировали программу интеграции двух стран. Был утвержден перечень дорожных карт – в список вошла 31 такая карта, однако их содержание не раскрывается. Правда, прозвучало сообщение, что в ноябре 2019 года правительства Беларуси и России согласовали 16 дорожных карт из 31, разработанных в рамках экономической интеграции двух стран (подчеркну: только экономической). Затем якобы еще несколько. 7 декабря в Сочи состоялась встреча глав государств, по итогам которой 8 карт так и не были согласованы. Во время встречи 20 декабря в Санкт-Петербурге были якобы согласованы проекты документов по электроэнергетике и по вопросам сотрудничества таможенных служб, однако осталось ещё 3 блока вопросов. Но вопрос: «а что мы строим», так и остался без ответа.

Печально, но нынешняя Россия не является привлекательным примером для подражания ни для кого из бывших братьев по СССР. Ближе и роднее всех нам оказались сябры. Но, похоже, и они нас пока терпят. Точнее, ту вакханалию, которая творится в России. Отвернется Беларусь - и мы в этом мире остаемся вообще без союзников.

США – против Союзного государства

Соединенные Штаты восторженно встретили развал Советского Союза, даже медаль выпустили «За победу в холодной войне». Они торжествовали свою победу, победу без обмена ядерными ударами, победу стратегии «мягкой силы». Но праздновали свой триумф недолго – нужно было закрепить достигнутый результат, разрушить все скрепы соединяющие советские народы и создать систему, не позволяющую возврат к какой либо прочной интеграции бывших союзных республик. Особенно важным делом для Вашингтона было разрушение основания Российской Империи и СССР. А таковым являлся союз православно – славянских России, Беларуси и Украины. Генри Киссинджер в начале 90 – х безаппеляционно провозгласил: «Я предпочту в России (имел в виду большую Россию как единый народ – Л.И.) хаос и гражданскую войну тенденции ее народов к объединению в мощное государство». А еще больший ненавистник СССР Збигнев Бжезинский изрек: « С коммунизмом покончено, на очереди православие». И первые же шаги Вашингтона подтверждали эти намерения. США сразу же после подписания Беловежских соглашений уже в декабре 1991 года признали (закрепили) независимость Украины и Беларуси, а 28 декабря 1991 г. установили с Республикой Беларусь дипломатические отношения. 31 января 1992 г. в Минске официально открылось посольство США.

В июле 1993 года председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич был обласкан в Вашингтоне Биллом Клинтоном, а в январе 1994 года американский президент посетил с однодневным визитом Минск.

Первый Президент Белоруссии Александр Лукашенко совершил визит в Соединенные Штаты в 1995 году, а в последующем неоднократно встречался с руководством США на международных форумах.

С 1995 г. в Беларусь пришел американский бизнес..

В 1996 году по договору с США с территории Республики Беларусь были выведены межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками, а США и РФ гарантировали Республике Беларусь безопасность и всяческую поддержку.

Но уже в первой половине 2000-х годов отношение США к Белоруссии изменились в сторону ухудшения. И причина как раз заключалась в активизации интеграционных связей в рамках Союзного государства. Американцы прекрасно понимали, что подписание договорных документов между Россией и Беларусью в 1996 году необходимо для имитации победы Ельцина на президентских выборах, но на самом деле никакого союзного государства не будет. Однако с приходом на президентский пост в России В.В. Путина, а в Беларуси с укреплением политических позиций А.Г. Лукашенко, интеграционные процессы заработали и стали привлекательными для других стран. В разное время желание присоединиться к Союзу выражали президент СРЮ С. Милошевич, затем лидер Молдовы Воронин, кыргызская оппозиция шла к власти под лозунгами вхождения в Союз, затем Абхазия, Южная Осетия. Заговорила о том же оппозиция на Украине, Лидер Казахстана Н. Назарбаев активно продвигал идею Евразийского союза. Американцы поняли, что могут проиграть достигнутую победу и приняли соответствующие меры.

В сентябре 2004 года США объявили о намерении добиваться отстранения от власти Президента Белоруссии Александра Лукашенко. Позицию США изложил сенатор Джон Маккейн: «Мы будем бороться за то, чтобы Белоруссия освободилась от тирании. Смена режима президента Лукашенко в Белоруссии планируется не вооружённым путём, а с помощью международного давления». Что такое международное давление, специалистам известно – это хорошо организованные и профинансированные операции спецслужб, сочетающие в своем арсенале информационно – психологическое воздействие с подключением мировых и национальных СМИ, экономические санкции, формирование искусственной оппозиции и ее протестные действия, выходящие за рамки законодательства, демонизация государственного руководства, провоцирование силовых действий и многое другое. В ход пошли даже обвинение руководства Республики в поддержке терроризма, а банк Беларуси - в отмывании денег Саддама Хуссейна. Ну а репрессии против оппозиции, нечестные выборы, ограничение прав человека и преследование неугодных СМИ – это обычный прием, стандарты американской заботы о всех народах планеты.

6 октября 2004 г.Палата представителей Конгресса США единогласно проголосовала за введение экономических санкций против Белоруссии, её президента, ряда руководителей Республики и политических деятелей. Тоже ничего нового в арсенале США не появилось. Это уже было в Югославии, Ираке, затем в других уничтоженных государствах, включая Сирию, Ливию, Украину, да и сегодня проявляется против России, Ирана и всех других кандидатов на демократизацию по американски. .

Конгресс США единодушно утверждает «Акт о демократии в Белоруссии», содержащий длинный стандартный список требований к А. Лукашенко:

· освободить содержащихся в заключении лиц, помещённых в тюрьмы за политические или религиозные убеждения;

· отозвать политически мотивированные обвинения против оппозиционеров и независимых журналистов;

· предоставить исчерпывающее объяснение исчезновений деятелей оппозиции и журналистов;

· прекратить репрессии против независимых СМИ, независимых профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций, оппозиции;

· провести в Белоруссии свободные и честные президентские и парламентские выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ;

Пока эти требования не будут выполнены, администрации США запрещено предоставлять Белоруссии какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие, а представителям США в МВФ, Всемирном банке и других международных организациях предписывается голосовать против предоставления любого содействия Белоруссии. Ну а дальше опять же стандарт: принудить другие страны, прежде всего европейцев, подчиниться американскому диктату и вводить такие же санкции и ограничения. Так вчерашний друг Александр Лукашенко превратился в угрозу международному миру, рассадник терроризма, душителя свободы, прав человека и, конечно, демократии. Вот только одна выдержка из «Акта»: «Президенту США не позднее, чем через 90 дней после вступления законопроекта в силу направить в Конгресс специальный доклад о поставках вооружений и боевых технологий из Белоруссии в страны, поддерживающие международный терроризм». Гордись Беларусь, ты вознеслась на глобальный уровень. Но и это не все. От президента США Конгресс потребовал найти и доложить факты коррупции и незаконного обогащения президента и его команды, В докладе также должны быть указаны размеры личного состояния и дана оценка собственности, которой владеют президент Лукашенко и другие белорусские руководители, в том числе «официальные лица, участвовавшие в подавлении свободы в Белоруссии, включая судей и прокуроров». (Похоже, перепутали Беларусь с Россией. По опыту общения с конгрессменами знаю, что далеко не все найдут Беларусь на карте). Очевидно, что США взяли твердый курс на отстранение Лукашенко от власти.

21 октября 2004 г. Джордж Буш подписал «Акт о демократии в Белоруссии» в качестве закона. Однако исполнение его для ЦРУ стало серьезной проблемой, и доклад о личном состоянии белорусских чиновников, озаглавленный «Report on Belarus, the Last Dictatorship in Europe, Including Arms Sales and Leadership Assets» (Доклад по Белоруссии — последней диктатуре в Европе, включающий данные по торговле оружием и собственности руководителей) был направлен Дж. Бушем в Конгресс только 16 марта 2006 г., то есть за три дня до президентских выборов в Белоруссии и что в нем поразило больше всего, это то, что в основу доклада о «преступлениях» президента и его команды легли материалы российских газет «Московский Комсомолец», «Коммерсантъ» и агентства «Интерфакс». Мне, автору, довелось быть неоднократно в качестве международного наблюдателя на президентских выборах и референдуме в Беларуси, в том числе в 2006 году. И я видел очень грустные лица наблюдателей из ОБСЕ. Вернувшись после завершения голосования в гостиницу, увидел евронаблюдателей с трагическим настроением. Подошел и сказал, что выявил ряд нарушений и могу поделиться с ними. Они воспрянули, особенно знакомый датчанин. Я им сообщил, что при подсчете голосов на таких – то участках, когда возникали сомнения или возникали неясности, похожие на нарушения, избирательные комиссии тут же исключали таковые бюллетени из голосов за Лукашенко . Европейцев такие «нарушения» отнюдь не обрадовали. На следующий день я спросил об этом у Александра Григорьевича. Он подтвердил, что действительно просил Избирком, не решать в его пользу все сомнения. И добавил, что его самого очень смущает высокий результат поддержки избирателей. «Для Запада это не демократично». Но люди, действительно искренне поддерживали своего лидера, и чем больше Запад его демонизировал, тем более высокой была поддержка у народа.

Что еще поучительного я вынес из санкций против Лукашенко и Беларуси? Это наступательная позиция белорусского лидера против вранья и провокаций. Лукашенко выселил из дипломатического поселения «Дрозды» посольства западных государств, ограничил деятельность ряда дипломатов – провокаторов, в отношении обвинений в незаконном обогащении прилюдно объявил: все счета на его имя или его родственников, или недвижимость, которые найдете, забирайте себе и сообщите в прессу. Что касается действий оппозиции и иностранных граждан, приказал правоохранительным органам действовать строго в соответствии с белорусским законодательством. В ответ на требования не выдвигаться больше на должность президента, А.Г. Лукашенко ответил: пусть решает народ и вынес вопрос на всенародный референдум, на который пригласил многочисленных международных наблюдателей и иностранных специалистов по выборным технологиям из европейских стран.

Эта политика принесла свои плоды: для США и Европы она принесла обратный результат – укрепила международные позиции Беларуси и авторитет президента Республики. У народа Беларуси породила уверенность и гордость за своего лидера. У спецслужб США вызвала необходимость изменить тактику и привлечь в операцию «родственные» силы из России и Украины.

С 2009 года начался новый этап двусторонних белорусско – американских отношений, а в октябре 2010 года делегация Конгресса США с официальным визитом посетила Белоруссию .

В декабре 2010 министр иностранных дел РБ встретился с секретарем Госдепартамента США. По итогам встречи принято заявление о сотрудничестве между Белоруссией и США в области ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия. Кроме этого, подписаны соглашения о совместном противостоянии терроризму в мире[8].

С 2012 года Агентство США по международному развитию (USAID) реализует Программу общественных связей с Белоруссией; в 2018 году действие этой программы продлили до 2022 года, её бюджет составил 3,9 млн. долларов.

22 сентября 2014 года в Белоруссии начала деятельность Информационно-просветительское учреждение «Институционального развития», главной целью которого является содействие в укреплении диалога и партнерства между Республикой Беларусь и США.

Глава МИД Белоруссии Владимир Макей 10 января 2019 уведомил Вашингтон о снятии ограничений на число американских дипломатов в Минске. Этот шаг в Вашингтоне назвали "дипломатическим прорывом". Обсуждается возможность взаимного дипломатического присутствия, в том числе возвращение послов. Визит М. Помпео вернул двусторонние отношения на прежний уровень. И каким – то странным образом это совпало с резким обострением отношений между Минском и Москвой. А точнее между «Роснефтью», где в руководстве за российской стороной явное меньшинство. Будем считать это очередной случайностью.

А зачем нам Беларусь?

Уже в российских СМИ звучит рефрен, что мы кормим за свой счет белорусов, помогаем им развиваться в ущерб собственному народу, не запрещаем экспортировать продукты нашей нефти, производимые на белорусских НПЗ, позволяем пользоваться дешевым российским газом и т.д. Вообщем , живут сябры за наш счет, да еще и фыркают. Но так ли это на самом деле? Полагаю, далеко не так. Именно под улюлюканье этих же тезисов (хватит кормить Кавказ, Среднюю Азию, Россию) успешно развалили СССР, проиграли Украину, не выиграли пока ничего и сами лучше жить не стали.

Выше было замечено, что из всего заявленного в Договоре о создании союзного сообщества, а затем и союзного государства, реализуются только оборонные программы. Образована и работает совместная коллегия министерств обороны двух государств, эффективно стоит на боевом дежурстве единая система ПВО, регулярно проводятся совместные военные учения, научные исследования проблем обороны и безопасности, объекты военной инфраструктуры Республики Беларусь готовы в угрожаемый период принять российские группировки войск, действуют на территории Беларуси и российские военные объекты стратегического значения. Координируется и военно – техническая политика двух стран, включая разработку и производство некоторых образцов военной техники на белорусских предприятиях. Естественно предполагать, что единое оборонное пространство необходимо и в равной мере выгодно и России и Беларуси. Но, давайте посмотрим на проблемы безопасности повнимательнее. «Дружественный» нам Запад регулярно ходит войной на Россию именно через Беларусь. И сегодня наиболее активная фаза военных приготовлений НАТО происходит на белорусском (а точнее, на московском) стратегическом направлении и в соседней с Беларусью Прибалтике. Это наш форпост, как и прежде. Да и калининградская группировка российских войск прикрывается вооруженными силами РБ. По численности военнослужащих на 100 тыс. населения и по числу единиц военной техники Республика Беларусь лидирует среди европейских стран. Но до заключения союзного Договора с Россией ситуация в республике была иной. По Конституции Республика Беларусь фактически провозглашалась нейтральным государством, фиксировалось, что она не принимает участие в вооруженных конфликтах вне территории Республики.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республика Беларусь обеспечивает свою военную безопасность исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам. Приоритетным направлением деятельности по защите от внешних источников угроз безопасности Республики Беларусь в военной сфере является проведение государственной политики, нацеленной на укрепление системы общеевропейской безопасности, взаимного доверия, а также отказ от решения спорных вопросов путем применения военной силы.

Провозглашая Военную доктрину, носящую сугубо оборонительный характер, Республика Беларусь исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для нее потенциальным противником и свою военную безопасность она рассматривает как состояние защищенности национальных интересов в условиях возможной трансформации военной опасности в военные угрозы государству.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» деятельность Вооруженных Сил основывается на Конституции Республики Беларусь, международных договорах Республики Беларусь и иных нормативных правовых актах Республики Беларусь, регулирующих деятельность Вооруженных Сил.

Приоритетным направлением деятельности по защите от внешних источников угроз безопасности Республики Беларусь в военной сфере является проведение государственной политики, нацеленной на укрепление системы общеевропейской безопасности, взаимного доверия, а также отказ от решения спорных вопросов путем применения военной силы.

Продолжим излагать позицию РБ по проблемам военной безопасности выдержками из материалов официальных сообщений:

«Составной частью многовекторной внешней политики Беларуси является взаимодействие с НАТО, которое направлено на поддержание добрососедских отношений со всеми странами региона и мира. Диалог Беларусь – НАТО осуществляется в рамках Совета евроатлантического партнерства, а также программы НАТО «Партнерство ради мира». Практическое сотрудничество планомерно реализуется в различных областях на основе Индивидуальной программы партнерства, сотрудничества и Процесса планирования».

Отношения Беларуси с Североатлантическим альянсом отличается стабильностью, имеет практическую направленность, отвечает нашим национальным интересам и не затрагивает интересы союзнических отношений с Россией».

Так что, Беларусь не отказалась от многовекторной политики безопасности и стремится обеспечивать ее, прежде всего, мирными средствами. Беларусь, в отличие от России, в Европе не рассматривают как угрозу. Знаю по собственному служебному опыту работы с Беларусью, что шли они на военно – союзнические отношения с Россией не сразу, не спеша. И важную, если не решающую роль в этом вопросе сыграли именно поставки углеводородного сырья из России по льготным ценам. Предлагаю читателю задуматься об этой краткой информации из белорусских СМИ:

«В 2015 году впервые в истории именно военнослужащие белорусских сил специальных операций совместно с российскими десантниками совершили десантирование парашютным способом в район Северного полюса на дрейфующую льдину, продемонстрировав высокую боевую выучку».

Что или кого, чьи интересы готовятся защищать силы специальных операций РБ на Северном полюсе? Естественно, «Северный поток», экономические интересы «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти» и прочих собственников и поставщиков углеводородного сырья. Но ведь очевидно, что содержание и подготовка сил специальных операций и их участие в учениях требуют не только финансовых и материальных средств, но и несут существенные политические издержки. В том числе и повышение рисков и угроз безопасности. А пять бригад противовоздушной обороны Республике нужны ли? Но еще во время моей службы на должности начальника Главного управления международного военного сотрудничества минобороны России, мы оказывали давление на руководство Беларуси с целью развертывания и перевооружения сил ПВО, потому что на фоне безудержного сокращения российских вооруженных сил, смоленско – московское стратегическое направление оставалось открытым. Был фактически расформирован Московский военный округ и Московский округ ПВО, армейское звено управление, Таманская и Кантемировская дивизии, непосредственно прикрывающие столицу, преобразованы в бригады натовского типа. Памятны нам и полеты над Россией натовских беспилотников с «дружественными» визитами. Но когда таковой вторгся в воздушное пространство Беларуси, Александр Григорьевич Лукашенко приказал его сбить. Что и сделали силы ПВО Республики. Только ли Беларусь они прикрывают? Когда один из «цивильно – либеральных» министров обороны РФ на совещании руксостава заявил, что «гарантией военной безопасности РФ является тесное сотрудничество с вооруженными силами США и НАТО», мне пришлось срочно ехать в Минск и уговаривать военное руководство Республики не следовать российскому примеру. Но продолжим рассматривать официальные материалы белорусского минобороны:

«Продолжается процесс оснащения белорусской армии новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники, ежегодно на вооружение принимается в среднем 25 новейших образцов.

Планово осуществляется закупка новых зенитных ракетных комплексов. Полностью заменен парк зенитных ракетных комплексов С-125 на С-300. В последние годы на вооружение поступили новый зенитный ракетный комплекс «Тор-М2», который по отдельным параметрам не имеет аналогов в мире, а в 2015 году – новейшие учебно-боевые самолеты Як-130, являющиеся уникальными в своем классе.

Непосредственно в Вооруженных Силах приняты на вооружение в качестве учебно-тренировочных средств беспилотные авиационные комплексы «Иркут-3», «Иркут-10», «Беркут-1», «Беркут-2», «ВР-12, осуществляется подготовка квалифицированных специалистов, проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных беспилотных авиационных комплексов.»

И все это щит для России.

И так - геополитический аспект. С активизацией работы по реализации союзного Договора против Беларуси были введены санкции (раньше чем против России), началась демонизация А.Г, Лукашенко (Александру Григорьевичу присвоили титул «последний диктатор Европы»), спецслужбы стран НАТО запустили операцию по «демократизации» Республики и свержению «диктатуры». Как и на Украине. Это, безусловно, ударило не только по политическому имиджу руководства Беларуси, но и по экономике страны. Однако элита и народ под руководством своего лидера выстояли. Президент Республики тонко чувствует волю своего народа и не обращает внимания на завывания европейских и российских либералов, однополых демократов, апологетов рынка и приватизации. Подавляющее число промышленных предприятий, аграрных и перерабатывающих хозяйств, банков, учебные заведения и инфраструктура в государственной собственности. Честные предприниматели получают широкую поддержку государства, страна живет в основном за счет экспорта промышленной и продовольственной продукции, удобрений, технологий. Преступники сидят, где им положены, убийцы, как этого пожелал народ, приговариваются судами к смертной казни. Недавно ряд директоров предприятий, обворовавших народ, пытались сбежать за границу. Самолет уже находился в воздухе, когда доложили А.Г Лукашенко. Президент приказал вернуть рейсовый самолет, преступников арестовать, перед пассажирами извиниться, выплатить им компенсацию за задержку прилета. Что и было сделано. Так что Республика живет волей своего народа.

Но, похоже, операция спецслужб Запада и тайных сил , включая российские, продолжается, с определенными коррективами: в состав атакующих элементов включены российские ТНК, конкретной задачей которых является обрушение белорусской экономики, последующий социальный взрыв и «майдан». Этого, кстати, очень желают и определенные силы в России: Беларусь подает россиянам добрый пример развития и народовластия. Но полагать, что белорусы, несмотря на все козни правящей в России «элиты», будут послушны замыслам Москвы, ошибочно. После последней встречи с Путиным в Сочи президент Лукашенко четко заявил, выступая перед общественностью: «Мы будем жить на своей земле, жить своим умом..,чтобы каждый год 31 декабря, в 12 часов ночи не стоять перед тобой (Путиным) на коленях». Будь счастлива родная Белая Русь, щит русской столицы.

Ивашов Леонид Григорьевич, президент Академии геополитических проблем, д.и.н., генерал - полковник

 

Подпишитесь на нашу рассылку
и получайте интересные материалы на электронную почту