последние новости

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ivashov.ru

ПРОЕКТ     Академии геополитических проблем и Московского государственного лингвистического
Университета.

I. Общие положения
Геополитическая доктрина — система господствующих взглядов и руководящих принципов, определяющих место и роль государства (геополитический статус) в сообществе государств мира, модель его внешней политики и политики безопасности, учитывающая особенности политико-географического положения страны, культурно-цивилизационную идентичность и исторические традиции ее народов. Геополитическая доктрина Российской Федерации (далее – Геополитическая доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на развитие мировых процессов, международную систему безопасности, утверждение геополитических интересов и приоритетов Российской Федерации в современном мире, является основополагающим документом, определяющим геополитические интересы РФ, цели, задачи, средства и способы их реализации и защиты. Геополитическая доктрина России основывается на геополитическом анализе мировых процессов, геополитическом прогнозе развития человеческой цивилизации, положении и геополитическом статусе России в современном мире. В то же время, Геополитическая доктрина является основой для планировании внешнеполитической деятельности, а также политики в сфере обеспечения безопасности и обороны страны, содержания соответствующих стратегий, концепций, доктрин.
Геополитическая доктрина Российской Федерации предстает как кодекс государственной политики, определяющий цель и стратегию действий России в современном мире. Она обобщает многовековой опыт взаимоотношений Российского государства с другими государствами мира и мировыми цивилизациями, основывается на традициях русской геополитической школы и геополитических реалиях современного мира.
Правовую базу Геополитической доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
II. Современный мир: состояние и тенденции геополитического развития
Мировое развитие на современном этапе характеризуется радикальным изменением геополитической карты мира, обусловленным усилением цивилизационно-концептуальной, военно-политической и идеологической конфронтации; утверждением глобальной многополярности и попытками навязать человечеству модель монополярного миропорядка , что приводит к столкновению планетарных интересов; снижением уровня экономического, политического и военного влияния государств (групп государств); ростом влияния транснациональных корпораций (ТНК) и мировых финансовых центров (транснациональное сообщество) и становлением их в качестве ведущих субъектов мировых процессов. Снижение геополитической роли государств и международных организаций, созданных на основе государств-членов (ООН, ОБСЕ и др.) усиливает влияние мировых финансовых институтов и транснациональных коммерческих структур, которые стремятся к установлению полного контроля над мировым рынком, насаждению стандартов безнравственности и бездуховности, к уничтожению экономических, политических и культурных границ между государствами, созданию единого мирового пространства под властью денег и военной силы. ТНК уже контролируют более половины мировой торговли и финансов, целые отрасли мировой экономики, определяют внешнюю и внутреннюю политику многих государств. ТНК и финансовые центры стремятся выйти из под контроля конкретных государственных и международных органов. Глобализация не привела к выравниванию уровней социально – экономического развития различных стран, напротив, она усилила разрыв между развитыми и развивающимися странами; активно формирует теневую мировую власть, лишает государства суверенитета; ради новых прибылей навязывает человечеству курс всеобщей деградации, нестабильности, разрушения среды обитания человека. Между деятельностью транснационального сообщества и народами мира возникают непримиримые противоречия, разрешение которых может привести (уже приводит) к масштабным столкновениям, включая вооруженные.
Развитие восточных цивилизаций и стран ведет к естественному росту потребления ими природных ресурсов. В тоже время развитые страны Запада также увеличивают потребление, что обостряет противостояние и борьбу за энергетические и другие ресурсы планеты, контроль над стратегическими коммуникациями, ведет к гонке вооружений. Особенно остро встает проблема обеспеченности мировой и национальных экономик энергоресурсами. Противостояние в сфере контроля над энергоресурсами приобретает глобальный характер и выливается в вооруженные конфликты и акты агрессии против суверенных государств. Подобное развитие мировой геополитической ситуации способно привести человеческую цивилизацию на грань новой мировой войны или к серии крупных локальных и региональных конфликтов. Положение усугубляется ростом конфликтного потенциала в странах Запада за счет интенсивной иммиграции из стран «Третьего мира, ведущей к процессу изменения расовой и этнической структуры человечества. Одновременно, с ростом численности населения и истощением невозобновляемых ресурсов планеты обостряется продовольственная проблема. Более миллиарда человек уже подвержены голоду и подобная тенденция развивается в опасном направлении. По оценке Мирового банка к 2030 г. потребность в продовольствии в мире увеличится на 50 процентов. Большинство стран Африки, ряд стран Азии и Латинской Америки обречены на вымирание. США и некоторые страны Запада рассматривают рост населения как угрозу национальной безопасности и принимают меры для сокращения рождаемости в развивающихся странах. Подобную политику проводит и транснациональное сообщество. Такие тенденции также формируют глобальное и трудноразрешимое противоречие.
Еще одним процессом в миростроительстве ХХ1 века является возрождение и развитие мировых этнокультурных цивилизаций и регионально-цивилизационных объединений, выступающих в качестве глобальных центров формирующегося многополюсного миропорядка.. Это ответ на агрессивные попытки Запада и транснационального сообщества установить однополярный миропорядок, разрушить национально-государственную систему мира, утвердить доминирование транснационального капитала.
Можно констатировать, что развитие современной человеческой цивилизации определяется тремя глобальными силами: транснациональным сообществом, западной цивилизацией и совокупностью других традиционных цивилизаций (цивилизаций Востока). Жесткая конкуренция, разновекторность их целеполагания и действий, различие ценностной ориентации, проявляет противостояния по осям биполярности: Запад- Восток; транснациональные сообщества – народы, цивилизации.
Общим вызовом для всего человечества являются природно-техногенные катастрофы и космофизические явления, угрожающие гибелью не только отдельным странам, но и целым регионам мира.
В складывающихся геополитических условиях ХХI столетия следовать прежним курсом развития было бы безумием, ведущим человеческую цивилизацию к самоуничтожению.
Общими факторами, характеризующими состояние человеческой цивилизации, являются:
- депрессия, как основная тенденция настроений мирового сообщества;
- страх перед неопределенностью будущего, как вторая составляющая общественного сознания;
- утрата значительной частью населения планеты (прежде всего молодым поколением) целевых жизненных установок и искаженное понимание смысла жизни на Земле;
- обострение противоречий между неразумными потребностями части человечества и возможностями природы по их удовлетворению.

Важнейшими факторами, определяющими характер глобальных вызовов и угроз на современном этапе, являются:
- процесс глобальной интеграции человечества на фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности развития и политической самостоятельности;
- активные попытки формирования единой мировой системы власти в условиях доминирования в мире блока стран западной цивилизации во главе с США (однополярный миропорядок), усиление роли и влияния транснационального сообщества во главе с мировой финансовой олигархией на формирование глобальных процессов (монополярный миропорядок мондиализма);
- рост численности населения Земли и нарастание объемов потребления не только западной цивилизации, но бурно развивающимися странами Востока, и Латинской Америки, с приближением к критическому порогу уровня антропогенного давления на всю сферу обитания Земли;
- глобальный промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы, Китае и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира.
- появление на мировой арене самостоятельных геополитических субъектов транснационального характера.
К числу важнейших тенденций в развитии геополитической ситуации, ведущих к нарастанию общей глобальной нестабильности и, соответственно, к усилению глобальных вызовов и угроз Российской Федерации следует отнести:
- нарастание негативных изменений в западном сообществе, прежде всего в его духовно – нравственной сфере, чреватое глубоким внутренним кризисом западного мира и возрождением агрессивной эгоцентричной политики в отношении других стран и народов;
- обострение сырьевого и энергетического кризиса, необходимость для Запада переходить на новые источники энергии и сырья, или развязывать масштабные войны за ресурсы, чтобы сохранить достигнутые качество жизни и прибыли финансовой олигархии и ТНК;
- утрата Соединенными Штатами Америки безусловного превосходства в мире, пока в экономической сфере, а в дальнейшем в военной и политической, при одновременном усилении претензий элиты этой страны на мировое доминирование;
- радикальная трансформация мировых торговых потоков, расширение доли теневого сектора в мировом валовом продукте и доходах, в том числе за счет финансовых спекуляций, роста торговли наркотиками и людьми;
- усиление роли и влияния в системе международных отношений транснациональных экономических, финансовых, религиозных организаций, частных военных корпораций и криминальных структур;
- ускорение цивилизационно – региональной интеграции с возникновением устойчивых конкурирующих между собой экономических и военно-политических союзов;
- демографический рост в Азии, Африке, Латинской Америке с одновременной естественной претензией на увеличение уровня потребления, развития образования и культуры.
Действие перечисленных факторов и тенденций развития геополитической ситуации породили глобальный (цивилизационный по своей сути) кризис, который охватывает практически все стороны жизни современного человечества.

Противоречия и диспропорции геополитического уровня, определяющие возникновение глобальных проблем и пути их разрешения.
К числу основных диспропорций и противоречий, породивших этот кризис, относятся:
- противоречие между ростом производства-потребления, модель которого в течение последних столетий задавалась Западом, имеющимися ресурсами и экологическими возможностями планеты, необходимыми для выживания и развития всего человечества;
Разрешение этого противоречия (если оставаться в рамках западной модели развития), возможно только за счет сокращения потребления. Возникает вопрос – как и за счет кого? Общественно – научная мысль настойчиво возвращается к модели строгого научно – обоснованного планирования развития и потребления; приоритету духовно-нравственных, интеллектуальных, творческих параметров жизненного смысла и развития; формированию архетипа человека – высоконравственного творца, но не потребителя; возрождению ключевых элементов общинно-коллективистского образа поведения и бытия. Опыт СССР и мировой социалистической системы, а также некоторых стран Запада и Востока в лучших своих проявлениях требует внимательного исследования и творческого применения в современных условиях, с целью выхода из глобального системного кризиса.

- диспропорции в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья;
Разрешение этого конфликта возможно, либо установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений и гармоничного развития, либо достижением контроля промышленно развитых стран над основными планетарными сырьевыми ресурсами, установлением их господства (в какой-либо форме) над странами-поставщиками сырья.
- противоречие между либерально – монетаристской моделью глобализации и интересами подавляющего большинства народов и стран мирового сообщества;
Разрешение этого противоречия возможно кардинальной сменой «правил игры» в рамках мировой финансовой системы, путем «обнуления финансовых пузырей» и суверенизации кредитно – банковских институтов;
- противоречие между «бедными» развивающимися странами и «богатыми» промышленно развитыми (между Севером и Югом).
Его разрешение также возможно, либо за счет установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо фактическим уничтожением суверенитета развивающихся стран, установлением над ними в той или иной форме военно-политического или иного контроля стран промышленно развитого Запада, что не разрешит, а лишь отодвинет во времени его разрешение.
- противоречием между нациями, национальными элитами и транснациональной «элитой»;
Его разрешение возможно либо построением единого мирового государства, где будут доминировать наднациональные органы власти и различные иные транснациональные субъекты, с радикальным ослаблением или полным устранением государственных суверенитетов, либо путем создания мирового порядка как сообщества суверенных государств, объединенных в регионально – цивилизационные образования (или государства-цивилизации), отражающие интересы своих народов, где наднациональные органы играют лишь координирующую роль, а транснациональные структуры не имеют самостоятельной политической субъектности.
- противоречие между объемом мирового «финансового пузыря» и масштабом реального сектора мировой экономики;
Его разрешение возможно либо устранением (в какой-либо форме) мирового «финансового пузыря», что чревато утратой власти транснациональной финансовой «элитой», либо его «конверсией» в реальный сектор экономики, что будет означать установление безраздельного экономического господства транснациональной финансовой элиты над миром. Но есть и иной, третий путь: формирование «многополярности» мировой финансовой системы, построенной на равноправии нескольких мировых валют, привязанных к единому эквиваленту, но независимых от доллара США.
- противоречие между огромной мировой властью транснациональной финансовой «элиты» и размытостью ее политической субъектности;
Его разрешение может быть осуществлено либо построением единого мирового экономического и политического пространства, с преобразованием нынешней транснациональной финансовой системы в единственный субъект мировой власти (мировое правительство), либо устранением финансового господства транснациональной финансовой «элиты» в системе международных экономических отношений и восстановлением экономического суверенитета государств или формированием этнокультурных цивилизаций и регионально-цивилизационных объединений, в качестве субъектов мировых процессов.
- противоречие между бездуховностью и безнравственностью «свободного рынка», порождающего власть денег и духовными основами существования различных цивилизаций, формирующих культурно-цивилизационные различия.
Разрешение этого противоречия возможно только за счет утверждения духовно-нравственной основы мирового развития.
Диспропорции и противоречия, породившие начинающий свое развитие цивилизационный кризис, охватывают все сферы жизнедеятельности человечества и, соответственно, изменения в обществе, направленные на устранение этого кризиса должны будут охватить все аспекты мирового развития. То есть, речь идет о построении качественно нового мирового порядка, по всем основным аспектам, отличающимся от настоящего.
Анализ возможных вариантов разрешения дисбалансов и противоречий, породивших глобальный кризис, показывает, что они носят антагонистический характер и без существенного ущемления интересов тех или иных крупнейших геополитических субъектов этот кризис разрешен не будет. Это свидетельствует о резком нарастании угроз различного характера в отношении России. В качестве одного из вариантов разрешения глобального кризиса нельзя исключать развязывание новой мировой войны.
111. Роль и место России в современной геополитической картине мира, ее объективные геополитические интересы

Россия, как геополитический субъект является основой Евразии, которая географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно-идеологически объединяет евра¬зийский Запад и евразийский Восток.
Именно это определяет ее место, как географического связующего звена и геополитического евразийского центра.
Огромный интеллектуальный и ресурсный потенциал, географическое положение “евразийского центра”, а также значительный военный потенциал (прежде всего в части ракетно-ядерного вооружения) и традиционная духовная ориентация главным образом, на православные, российско – исламские, и другие ценности коренных народов, определяют роль России, как мирового центра – ядра консолидации «традиционных цивилизаций» на пути строительства многополярного мира.
Под геополитическими интересами России понимаются такие международные условия и геополитический статус российского государства, которые наиболее благоприятны для его успешного развития и гарантированного обеспечения национальной безопасности.
Ведущим геополитическим интересом России Геополитическая доктрина определяет сохранение и безопасное развитие всех мировых цивилизаций; народов и государств.
Геополитические интересы России также включают:
- желаемый для России тип цивилизационного устройства, в соответствии с которым строится Мировое сообщество;
- желаемая для России геополитическая конфигурация мира;
- желаемые для России ее роль и место в геополитической конфигурации мира, а также степень ее влияния на формирование и ход мировых процессов.
Желаемый для России тип цивилизационного устройства определяется системой принципов, в соответствии с которым строится Мировое сообщество.
Россия заинтересована в создании мира, базирующегося на следующих основных принципах:
- единства духовно – нравственной основы, существо которого состоит в том, что в основе строительства отношений между цивилизациями, государствами и народами лежит принцип приоритета интересов развития мирового сообщества в целом, а не отдельных стран, а также сохранение безопасности среды обитания;
- неограниченности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что каждая цивилизация и государство не ограничивается в направленности своего совершенствования путем “привязки” к какой-либо функции в рамках мирового разделения труда;
- согласованности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что развитие каждой из цивилизаций осуществляется так, чтобы обеспечить всестороннее развитие Мирового сообщества в целом; реализация этого принципа позволит избежать неравномерности развития различных цивилизаций, обеспечит гармоничное развитие всех сфер деятельности Мирового сообщества и каждой из цивилизаций в нем;
- цивилизационной взаимоподдержки, существо которой состоит в том, что основой межцивилизационных отношений вместо конкуренции становится взаимоподдержка и взаимопомощь;
- цивилизационного равноправия, существо которого состоит в том, что межцивилизационная взаимоподдержка должна строиться на основе равноправного и равноценного обмена материальными, интеллектуальными и духовными ценностями, при котором исключается эксплуатация ( в любой проявленной форме) одних стран и цивилизаций другими;
- взаимной безопасности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что в своем развитии различные цивилизации и государства не допускают ущемление возможностей развития других цивилизаций (стран) сообщества и исключают создание им каких-либо угроз, а система международной безопасности строится не на военном превосходстве, а на принципе баланса сил и интересов.
Россия заинтересована в многополюсном мире, где каждая из цивилизаций ((регионально-цивилизационное объединение) представлена достаточно самостоятельным и могущественным центром геополитической силы.
Россия заинтересована в сохранении государств как основных субъектов международно-правовых отношений, поскольку этнокультурные мировые и локальные цивилизации не оформлены с точки зрения международного права в качестве субъектов мировой политики, и только государства могут представлять, олицетворять и защищать все аспекты народной самобытности и права народов во всем их многообразии. При этом Россия заинтересована в недопущении превращения различных транснациональных образований, вне зависимости от их могущества в субъекты мировой власти, поскольку большинство из них представляют собой корпоративно – клановые структуры, преследующие частные интересы преимущественно в политической и материальной сферах.
Россия заинтересована в установлении ненасильственного мира, когда применение военной и иной силы допускается только для защиты прав народов, в случаях, предусмотренных в Уставе ООН и других международно-правовых документах.
Россия заинтересована в формировании эффективной международно-правовой базы регулирования развития Человечества, а также дееспособных органов управления цивилизационным развитием в целом, способных регулировать жизнедеятельность Мирового сообщества в целом, прежде всего, в возрождении авторитета и влияния ООН, с превращением ее в действительно основной и эффективный орган реализации международного права, а не в инструмент оправдания действий тех или иных могущественных сил, государств или коалиций.
Желаемые для России роль и место в геополитической конфигурации мира, а также степень ее влияния на направленность цивилизационных процессов, определяется следующими положениями:
- Россия заинтересована сохранить и развивать себя в духовном, экономическом, территориальном и военном отношении как Евразийский геополитический центр;
- Россия заинтересована и будет стремиться к формированию Евразийского союза, объединяющего братские народы, исторически проживающие, осваивавшие и совместно защищавшие евразийское геополитическое пространство;
- Россия предлагает формирование континентального (Евро-Азиатского) союза, на основе развития Шанхайской Организации Сотрудничества, как баланса Западу и транснациональному сообществу, как новой формы международных отношений, нового качества развития Мирового сообщества, с объединением на взаимовыгодной основе стран и цивилизаций, разделяющих общие взгляды на развитие мировой ситуации, являющихся геополитическими партнерами и союзниками России;
- Россия готова развивать отношения со странами БРИКС, расширять состав и географию ее участников, а также будет стремиться к выстраиванию справедливых и взаимовыгодных отношений со всеми странами, мировыми цивилизациями, регионально – цивилизационными объединениями и международными организациями, с целью гармоничного развития Мирового сообщества, устранения глобальных угроз, совместного поиска в решении глобальных проблем.

1V. Глобальные угрозы безопасности России и их источники

Россия, благодаря исключительности своего геополитического потенциала и роли в мировом историческом процессе, самим фактом своего существования ставит под сомнение, как возможность построения однополюсного мира, так и формирования системы единой наднациональной внегосударственной мировой системы власти. Россия, выступает в определенной степени гарантом движения Человечества к созданию многополюсного мирового порядка.
Утверждение однополюсной модели формирует основную геополитическую угрозу России – возможность ее распада и исчезновения с политической карты мира, не только как самобытной цивилизации, но и как независимого государства.
Источником этой геополитической угрозы для России являются глобальные субъекты, претендующие на мировое доминирование с устранением всех альтернативных центров силы в рамках однополюсного (монополярного) мира.
Другими источниками геополитических угроз безопасного развития России могут быть государства и силы, стремящиеся:
- изменить культурно – цивилизационную сущность российского общества, основанную на нравственных ценностях русского и других коренных народов России;
- извратить или опошлить историю, культуру, нравственную систему и достижения российского государства и всех его народов;
- ограничить суверенитет Российского государства и подчинить его развитие своим интересам;
- достичь военного, политического и иного превосходства над Россией, с целью использовать таковое против России;
- дестабилизировать политическую ситуацию в России или ослабить ее политический, экономический, исторический, культурный и духовный потенциалы;
- изъять из собственности российских народов исторически принадлежавшие им природные и иные ресурсы.
V. Утверждение национальных интересов и стратегических приоритетов Российской Федерации (в контексте глобальной геополитики)
Российская Федерация рассматривает многополярный миропорядок, построенный на балансе сил и интересов, тесном взаимодействии при решении глобальных, региональных и национальных проблем в качестве основы безопасного, гармоничного развития всех цивилизаций и народов и будет способствовать его становлению и развитию. Россия считает, что существующие и вновь возникающие проблемы в мировых исторических процессах, в развитии человечества, должны решаться путем сосредоточения общих усилий на их разрешении, тесного взаимодействия, использования планетарного разума для поиска эффективных вариантов предупреждения кризисных ситуаций. Война, международное насилие, на фоне нарастающих проблем, угроз и противоречий, должны быть исключены из политической практики стран, народов, цивилизаций, для чего требуется переформатирование системы международной безопасности, прежде всего ООН и ее Совета безопасности, с целью обеспечения цивилизационного равноправия и безопасного развития Мирового сообщества.
Россия предлагает сосредоточить под эгидой ООН и региональных организаций безопасности и развития, лучший научно – интеллектуальный и культурно-цивилизационный потенциал для поиска оптимальных вариантов выхода из глобального системного кризиса, ведущего к планетарной катастрофе. При этом Российская Федерация исходит из следующего:
- смыслом жизни и приоритетом деятельности каждого человека и Человечества в целом считать духовно – нравственное, культурное и интеллектуальное развитие, формирование творческой личности, национальной традиции, планетарного разума;
- отказаться от противостояния цивилизаций, народов, транснациональных сообществ в пользу гармоничных отношений сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
- с учетом дефицита природных ресурсов, энергетики, продовольствия и нарастающих масштабов природных катастроф (в том числе связанных с экономической деятельностью человека) перестроить мировую и национальные экономики на принципы достаточности для выживания, духовного и культурно – интеллектуального развития, отказавшись от сверхобогащения, попыток доминирования в межгосударственных отношениях с позиций силы, экономической и военной мощи, с целью овладения ресурсным потенциалом;
- объединить усилия национальных научных центров, интеллект планеты в рамках международных программ по поиску альтернативных (возобновляемых) источников энергии и других ресурсов развития, устранения глобальных вызовов и угроз.
Только переосмысление жизнедеятельности и политики ведущих геополитических центров мира в лице Северной Америки, Европы и Китая в пользу всеобщего выживания и взаимодействия может сохранить человеческое сообщество планеты Земля. Россия готова следовать принципам разумной достаточности и предоставить свой потенциал для решения общемировых проблем.
V1. Деятельность государства по обеспечению геополитической безопасности и поддержанию геополитического статуса Российской Федерации
Геополитическая безопасность – это важнейшая сфера национальной безопасности, обеспечивающая сохранение культурно-цивилизационной идентичности, традиционной системы ценностей, территориальной целостности, экономического и оборонного могущества, политической независимости и воли в утверждении государственных и общественных интересов.
Геополитический статус государства – это положение государства в системе международного сообщества государств, определяемое его влиянием на мировые и региональные процессы, уважением международного сообщества к его внешней и внутренней политике, вкладом в развитие и безопасность Человечества.
Российское государство рассматривает обеспечение геополитической безопасности и поддержание высокого геополитического статуса Российской Федерации как важнейшую функцию всех государственных органов. Руководит деятельностью государственных органов по обеспечению геополитической безопасности и поддержанию высокого геополитического статуса страны Президент РФ через Совет безопасности РФ.
Россия будет утверждать, защищать и развивать культурно – цивилизационные основы, духовно – нравственные ценности и традиции, веками формировавшиеся на ее пространстве многими поколениями русского и других коренных народов.
Определение основных направлений обеспечения геополитической безопасности России, будет осуществляться исходя из анализа ее реального положения в мировой экономике и политике, ее геополитического статуса и ситуации в сообществе государств и цивилизаций. Важнейшими направлениями в обеспечении геополитической безопасности Российское государство считает поддержание и развитие достаточного оборонного потенциала, вооруженных сил, других войск и специальных служб, укрепление духовного, социального и культурно – цивилизационного единства российских народов.
Приоритетом внешней политики России является укрепление межгосударственных отношений со странами Содружества Независимых Государств, государствами – членами ОДКБ, с учетом их национальных интересов, геополитического позиционирования, внешней и внутренней политики. Российское государство будет стремиться к воссозданию единого православно – славянского духовного пространства, установлению дружественных отношений между государствами и народами православно – славянского мира. Особо важное внимание во внешнеполитической деятельности Россия будет уделять формированию Евразийского союза, развивая его в направлении от союза государств, к союзу народов, к единому политическому, экономическому, социальному, культурному, научно – образовательному и оборонному пространствам. Развитие Шанхайской организации сотрудничества в Евро-Азиатский союз является приоритетной перспективой российской внешней политики и важнейшим фактором геополитической безопасности Российской Федерации.
При обеспечении геополитической безопасности Российское государство будет учитывать обстоятельства, связанные с изменением геополитической картины современного мира, в частности:
– тенденции формирования двухполюсного мира, где США выступают в качестве явного полюса мира, а Китай проявляет себя как неявный полюс мира;
– консолидацию сил, претендующих на мировое господство, и их агрессивное поведение, нацеленное на овладение мировыми ресурсами, в том числе, находящимися на географическом пространстве России;
– попытки рассматривать Россию как объект культурной, экономической, военно-политической, этнической и конфессиональной экспансии;
– стремление Запада (США, прежде всего) использовать Россию в качестве союзника в противодействии Китаю и исламскому миру;
- трансформацию НАТО в инструмент глобальной агрессивной политики, наращивание военно-силового потенциала альянса и его нацеленность против интересов России и ее союзников;
- использование ООН и других международных организаций для осуществления, вопреки Уставу ООН, вмешательства во внутренние дела государств и развязывание агрессивных действий.
VII. Реализация Геополитической доктрины Российской Федерации
Настоящая Геополитическая доктрина вводится в действие Указом Президента Российской Федерации. Другие доктрины, стратегии и концепции, в части их касающейся, корректируются в соответствии с положениями Геополитической доктрины. Реализация положений Геополитической доктрины возлагается на соответствующие органы государственной власти. Непосредственный контроль за исполнением положений Геополитической доктрины, осуществляется Советом безопасности Российской Федерации.

 

Comments are closed.