последние новости

«Сталинград» русской литературы

«Сталинград»  русской литературы
РОССИЯ

Я поэт и буду говорить на языке поэта. Для меня основой человеческого образования всегда была литература. Именно она переворачивала нам душу и делала из нас людей.
Благодаря литературе мы сами выбирали свои книги, свои пути и свое Будущее.
Литература – это язык народа. Сегодня мы, как немые. Нам вырвали наш язык. А между тем сила воздействия литературы – безгранична. Для примера послушайте стихи всего лишь малоизвестного фронтового поэта Алексея Лебедева, написавшего эти бессмертные строки после ранения, незадолго до смерти.

«20 дней и 20 ночей
Он жить продолжал, удивляя врачей.
20 дней, опершись на кровать,
Рядом с ним не спала его мать.
И только на 21 сутки
Она вздремнула на полминутки
И, чтобы не разбудить ее,
Он сердце остановил свое!»
Да, такие стихи может создать только беспримерная и безграничная литература России. В этом ее уникальность и недосягаемый духовный потенциал. Что говорить об этом, когда только лишь имена Чехова и Достоевского не имеют конкуренции в любой стране цивилизованного западного мира. А это лишь малая часть этой вселенной под названием Литература России. И только у нас в самой России до сих пор не научились по настоящему оценивать и применять к нашей жизни это наше бесценное богатство, которое и всему миру в любых переводах хватит на 5 веков вперед. Когда охватываешь глазами всю Россию от края до края, начинаешь невольно думать о ее Великой Литературе. Такой сложной стране без литературы не выжить.
Литература – это ведь не только художественная история государства, это еще и уникальный инструмент саморегулирования всех процессов, происходящих внутри общества и страны. И если политическое руководство будет не понимать этого- оно обречено. Спорт – это, конечно, хорошо, но кроме массового физического здоровья и животной силы он ничего не даст, литература же дает высоконравственный интеллект общества, страны и мира в целом.
Сегодня в России после стольких лет капитального, политического и социального передела пострадала прежде всего самая чувствительная и тонкая ее часть – ее литература.
Она ведь как лес и как дерево выращивается долго, а гибнет мгновенно, сгорая в пламени наших низменных шкурных земных драм и пожарищ.
Сегодня писательские организации разгромлены, денег нет даже на содержание, литературный институт еле дышит. Одни актеры и юмористы.
О «кухонной» же или «кухаркиной» литературе рублевских домохозяек и бездарных актеров, замусорившей прилавки несчастных книжных магазинов всеми этими мемуарами и детективными страстями, об этой «литературе» и говорить не хочу – она недостойна разговора и пригодится когда-нибудь, когда схлынут в нашей культуре эти унитазные годы, разве что в галантерейных целях.
Вот что написал перед своей кончиной один из самых тонких и умных поэтов конца 20 столетия Владимир Соколов:

«Я устал от 20 века,
От его окровавленных рек,
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек!»

Да, мы сегодня снова на сложнейшем переходе истории и оттого, как сохраним мы свою нравственность и свой гуманизм, кропотливо выращиваемые почти 20 столетий, будет полностью зависеть и наше Будущее и Будущее всей России да и всего мира. Я знаю немало западных писателей, которые не меньше нас обеспокоены судьбой Великой русской литературы и ее будущего. А это уже зависит от того, кто будет властителями наших душ и умов: Сорокины и Пелевины с философией абстрактного распада или Валентин Распутин: замирающий над каждой клеткой живой плоти, зависшей над гибельной пропастью. Вот эта схватка умов и душ и будет незаметно решать сегодня, кто мы будем завтра: экономически образованные звери или люди в высшем развитии этого слова.
Но для государства – это не пустой звук и не местные моральные схватки, а вопрос глобального развития страны, поскольку литература всегда была не только духовной разведкой России, но и ее основным ощутимым двигателем всех ее социально-технических рывков.
Возьмем пример только лишь этого века. Нужен стране цемент для великих строек – появляется талантливый «Цемент» Федора Гладкова, нужны аграрные прорывы – появляется «Чернозем» и «Записки агронома» Гавриила Троепольского, нужно сохранение леса и появляется знаменитый роман «Русский лес» Леонида Леонова. В самые кровопролитные месяцы и дни Великой Отечественной войны как из божьего рукава, спасая Российский дух, появляется «Василий Теркин» Твардовского, «Жди меня» Симонова, «Землянка» Суркова, «Враги сожгли родную хату» Исаковского, «Судьба человека» Шолохова и другие шедевры нашей литературы. Прошла война, нужен научный прогресс – тут же появляется замечательная повесть «Иду на грозу» Даниила Гранина, гибнут русские села под непродуманными проектами затопления Сибири плотинами электростанций – вот она, замечательная повесть Распутина «Прощание с Матёрой». Не хватит бумаги перечислять бесценную помощь российской литературы для продвижения вперед российского общества и государства.
Я бы хотел спросить писателя Сорокина, а что дает сегодня его творчество и отвечу– распад и полное падение нравов, вплоть до поедания собственного дерьма. И все это, уверен, только ради, так модного сегодня, унитазного эпатажа и, конечно, больших гонораров. Но как говорит «литературная попса», в результате вся страна «попадает» не только на «бабки», но и на века откатывания назад в условиях высокой мировой экономической и социальной гонки ведущих держав мира.
Можно много говорить об этой сегодняшней схватке за русские души, этот духовный сегодняшний Сталинград, но лучше всего все–таки определяет истину сама литература, и я закончу стихами, которые хоть малую малость помогут нам отвоевать кромку земли, за которой Волга, а всем вместе и выиграть это страшное сражение, сражение за русскую душу, а значит, и за саму Россию, поскольку бездушная Россия – это уже не Россия.
Владимир Шуваев, поэт,
член Союза писателей России, член-корреспондент АГП

Comments are closed.